ГЕОГРАФИЯ | КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | ИСТОРИЯ | ГОС. УСТРОЙСТВО |
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ | КУХНЯ | НАСЕЛЕНИЕ | ЯЗЫК |
Культура и искусство ЕгиптаКонечно же, в государстве со столь древнейшей и сложнейшей историей, как в Египте, не могло не сложится за всё время его существования огромного культурного наследия, великого и уникального. Культура Египта не просто необыкновенна. Она грандиозна и загадочна, и то, что мы сегодня знаем о ней - это всего лишь сотая доля истинной духовности египетского народа, её глубокого смысла и безграничной мудрости.Пожалуй, основной причиной такой непостижимости культуры Египта для современников послужила традиция прямой передачи знаний, умений и секретов искусства от мастера ученику, что, в итоге, и сформировало знакомые нам формы художественного египетского творчества. Ранние же его формы так и остаются неведомыми. Можно с полным правом утверждать, что египетская культура оказала величайшее влияние на формирование античной культуры в целом и на общую культуру Востока. Именно Египет стал первооснователем монументальной каменной архитектуры и реалистичного скульптурного портрета. Именно он поднял до вершин высокого совершенства художественное ремесло. Работы древних египетских мастеров, дошедшие до нашего времени – это шедевры искусства, будь то резьба по кости и дереву, ювелирные изделия из драгоценных металлов и самоцветов, изделия из стекла, фаянса и тонких прозрачных тканей. Филигранная отделка, изысканнейший вкус, тщательность выполнения отличают каждое из этих изделий. В инкрустации некоторых ларцов, найденных сегодня археологами на территории Египта, использовалось до двух десятков тысяч вставок из кусочков эбенового дерева или слоновой кости. А о египетских пирамидах, этих монументальных рукотворных памятниках вечности, наслышан весь мир. Грандиозные сооружения, состоящие из сотен тысяч каменных блоков, способные вместить в себя одновременно и Римский собор святого Петра и Лондонский собор святого Павла, волнуют воображение современников, притягивая своей непостижимостью множество людей со всех концов земного шара. Культура и искусство Египта процветали уже в те времена, когда основатели Рима ещё качались в колыбели, а древние кельты и германцы гонялись за добычей по дремучим лесам. До восхода Вифлеемской звезды, ознаменовавшей начало новой эры, Египет успел пережить эпохи господства Ливии, Ассирии, Эфиопии, Персии, Греции и Рима. Все эти периоды оказывали влияние на формирование египетской культуры, привнося в неё новизну и создавая всё новые и новые формы. Эти формы рождали настоящие сокровища культуры, часть которых сегодня хранится в крупнейших музеях мира. Начало современному изучению культуры и искусства этой древнейшей цивилизации положил Наполеон, отправившийся в поход на Египет, дабы затем проникнуть в Индию. Феерическая, воистину сказочная красота архитектуры Каира поразила императора и его соплеменников. Тонкая пленительная орнаментика роскошных исламских зданий на фоне монументальной, степенной мудрости пирамид – такое зрелище завораживало и заставляло трепетать даже каменные сердца солдат. Этот удивительный синтез поклонения вечности и упоения происходящим сегодня, в итоге, породил неистощимый, нередко граничащий с фанатизмом, интерес западных учёных. Пожалуй, эти две составляющие – великолепие неги и величавая отчуждённость – и лежат в основе культуры и искусства Египта. По мнению египтологов, отличительная особенность сложившегося сегодня культурного наследия Египта заключается в том, что в древности оно формировалась, опираясь на религиозные потребности общества. Изначально искусство служило преимущественно заупокойному культу и культу обожествлённого фараона. Влияние религии оказалось очень мощным. Оно стало важнейшим фактором для развития египетской культуры на всём протяжении её существования. Культ царей и богов способствовал совершенствованию предметов искусства, которое оказалось воистину безграничным. Памятники древнеегипетского искусства в подавляющем большинстве своём имеют культовое значение. Могущество древнего Египта, желание его властителей быть незыблемыми и непостижимыми, и послужили причиной создания величественных вековых монументов – пирамид. Вожди древнего египетского народа были обуреваемы желанием неограниченной власти, и желание это побуждало их делать грандиозными и фундаментальными не только свои жилища, но и усыпальницы. Загробная жизнь, по мнению египтян, служила продолжением жизни в этом мире, и благополучие духа в ней считалось залогом благополучия всех его наследников. Поэтому могилы властителей в древнем Египте отличались от могил обычных людей и формами, и размерами, и убранством, и оформлением. Стены многих из них покрывались виртуозной изысканной росписью. Эти последние пристанища царей древней цивилизации просто удивительны. Каким - то чудом они выдержали разрушительное действие времени и остались в наследие человечеству через тысячелетия. Пирамиды с полным правом можно назвать единственным из семи чудес света, ещё не исчезнувшим с лица земли. С девятнадцатого века в области египетской культуры и искусства было сделано немало открытий, однако загадок остаётся намного больше. Особенно много их в области египетской музыки, где известными являются инструменты, на которых она исполнялась, но полностью отсутствуют какие-либо намёки на нотные записи. Великолепные образцы этих музыкальных инструментов есть и в Египетском музее, и в Лувре, и в Британском музее. Что же касается нот – вывод напрашивается только один: их попросту не существовало. Музыка была священным искусством, и обучение ей происходило непосредственно от мастера к ученику. Поэтому истинная египетская музыка до нашего времени не сохранилась. Впрочем, существует и другая, очень любопытная версия существования египетских нотных записей. По мнению итальянских исследователей, изобретателем нотного письма был не гениальный Пифагор, как принято считать, а древние египтяне, которые для записи гимнов, звучавших при погребении фараонов, использовали иероглифы, обозначавшие небесные светила. Вставленные в текст, такие иероглифы теряют смысл, однако если рассматривать их, как ноты, они превращаются в музыку. Если следовать этой версии, то первые музыкальные записи появились уже в 3500 году до нашей эры. Такая гипотеза, конечно же, очень привлекательна, потому что даёт возможность со временем восстановить хоть отчасти звучание истинной музыки Египта. А то, что называют сакральной египетской музыкой сегодня – это произведения авторов, вдохновлённых необыкновенными образами загадочной страны фараонов. Подлинная же музыка фараонов остаётся пока для нас тайной. Известно лишь то, что в древнем Египте были целые музыкальные коллективы, такие, например, как хор и ансамбль жриц храма Мут, и то, что египетская музыка звучит очень нежно, а по своему строю она напоминает одновременно и шотландский, и китайский музыкальный строй. Что же касается живописи Египта, то о ней и её развитии до нашего времени дошло гораздо больше сведений, чем о музыке. Свидетельства настенной живописи, как и монументальные рукотворные архитектурные сооружения, созданные во времена древнего Египта, почти нетронутые временем, сохранились и до наших дней. Ещё во времена Древнего Египта живопись обрела гармоничную форму, а вместе с ней и смысл в изображаемых сценах жизни. Целью же монументальной живописи Египта было возвеличивание царя любыми способами. Цари, имеющие фантастически мощные тела и бесстрастные лица, нередко изображались рядом с богами или под крыльями священного сокола. Дошли до нашего времени и легендарные фаюмские портреты – портреты, исполненные на дощечках, вставленных в пеленания мумий. Впервые они были обнаружены осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм. Находки просто ошеломили культурную общественность того времени не только поразительной живостью изображения человеческих лиц, но и техникой своего исполнения – энкаустикой, которая до этого была известна лишь из сочинений древних авторов. Заключается она в применении в изобразительном искусстве разогретых восковых красок. Эти шедевры живописи вызвали большой фурор среди учёных-искусствоведов и неописуемой восторг среди почитателей этой живописи. Относятся фаюмские портреты к эпохе эллинизма и являются удачным синтезом трёх составляющих: египетского канона, римского стремления к познанию натуры и эллинской духовности. Это особые, ритуальные портреты, несущие в себе непобедимую веру в новое возрождение и незыблемость реальности бытия. Взгляд умерших на этих изображениях необыкновенно глубок и проницателен. Они словно прощаются с этим миром, обещая вернуться. Это необыкновенная сила искусства, способная победить вечность и пронести через века память обо всех, даже самых коротких и незначительных, человеческих жизнях. Одна из самых крупных коллекций фаюмских портретов находится в России, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В современном египетском изобразительном искусстве явно просматривается древнеегипетское, мусульманское и коптское влияние. В целом, оно не развивает и не игнорирует наследие фараонов. Основоположником современной скульптурной школы стал египетский скульптор Махмуд Мухта, автор монумента «Пробуждение Египта», установленного перед зданием университета в Каире. Современные живописцы подхватили идеи скульптора. Сегодня картины, представляющие экспозицию Каирского музея современного искусства, изображают и жизнь народа, и роскошную жизнь элиты Египта, и попытку решения социальных проблем. Современные же египетские архитекторы довольно легко отказались от наследия своего народа, и теперь в крупных городах Египта среди великолепных зданий, выполненных в арабском стиле, один за другим вырастают высотные дома со стеклянными фасадами. Однако веяния времени сегодня проникают чуть ли не в каждый населённый уголок земного шара, поэтому вряд ли стоит утверждать, что традиционная египетская архитектура и всё древнее искусство этой удивительной страны стало анахронизмом. Время не властно над ним, как не властно оно над пирамидами Египта – неизменным и торжественным символом вечности бытия. |
Порт города Хургада
Фестиваль Ривейра Ресорт Клаб 5*Вдвоем с мужем отдыхали в первый раз в Египте в декабре 2008г. Отель Фестиваль
нам продали как 5 звезд, тупоператор-Анекс-тур.
Людмила
|